К оглавлению журнала

 
 

© А.Н. Коцонис, 1992

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ – ВАЖНОЕ ЗВЕНО В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.Н. КОЦОНИС (ИПК)

Обеспечение радикальных перемен, которых требует существующая система, образования, нуждается прежде всего в пересмотре ее с точки зрения самого процесса обучения. При этом основное внимание должно быть уделено обучаемым, их проблемам и задачам.

Стратегия образования (цели и основы обучения) должна учитывать такие вопросы, как возраст обучаемых, актуализация знаний и т. д. Вот почему сегодня особую значимость приобретает непрерывное образование, рассматривающее этот процесс как многоэтапный и непрекращающийся, обеспечивающий творческую активность индивидуума вплоть до пенсионного возраста.

Повышение квалификации в этой непрерывной цепи является одним из важных звеньев, так как позволяет поддерживать определенные профессиональные навыки на соответствующем современному развитию науки и техники уровне. По оценкам специалистов(Гаврилов В. П. Геолог-нефтяник XXI века // Геология нефти и газа.– 1989.– № 7.– С, 47–52.), выпускник высшего технического учебного заведения у нас в стране выходит на инженерно-активный уровень деятельности через семь десять лет, что сегодня не может удовлетворять ни самого выпускника, ни производство или научные организации.

В этой связи ставится задача построения учебного процесса таким образом, чтобы сократить этот срок до 2–3 лет. В частности, по специальности “Геология нефти и газа” уже действует с 1988 г. новый учебный план, который в определенной степени призван начать решение этой проблемы. В основу его положены два крупных направления: первое определяет базовую подготовку горного инженера геолога-нефтяника (фундаментальные науки); второе его специализацию (поиск и разведка месторождений углеводородов (УВ) – I; морская нефтегазовая геология – II; нефтегазопромысловая геология – III; нефтегазовая литология – IV).

В свою очередь каждая специализация состоит из нескольких профилирующих направлений: I включает технологию и методы поисково-разведочных работ, интерпретацию и математическое моделирование в нефтегазовой геологии; II – комплексные методы поиска, разведки и прогнозирования зон нефтегазоносности морских акваторий и континентального шельфа, геолого-экономическое планирование и оценка морских поисково-разведочных работ, основы проектирования и методы контроля за разработкой морских месторождений УВ; III – геологическое и геолого-промысловое обеспечение бурения скважин и регулирование процесса разработки залежей УВ, подсчет запасов УВ; IV – нефтегазопромысловая и промысловая литология, седиментология, стратиграфия нефтегазоносных областей.

Составители этого нового учебного плана (факультет нефтяной геологии, геофизики и геохимии МИНГа им. И. М. Губкина) предполагают, что первые выпускники 1993 г. (с учетом адаптации и выхода на инженерно-активный уровень) достигнут своего инженерно-организаторского потенциала в 2000 г. Специалист, прошедший обучение по такому плану, будет не только лучше образован в области фундаментальных наук, но и лучше разбираться в практических вопросах.

Таким образом, можно считать, что сегодня заложены основы подготовки геолога-нефтяника на уровне научно-технического прогресса XXI в. При этом отмечается, что максимум эффективности реализации инженерно-организаторского потенциала достигается к 40–45 годам, т. е. в рассматриваемом варианте к 2015–2020 гг., после чего наблюдается определенный спад активности, и к 65 годам результаты труда специалиста не оказывают столь важного влияния на ход производства, как это было в зрелый и максимально активный период его деятельности.

Осуществление такого процесса развития творческих и организаторских способностей специалиста возможно лишь в том случае, если в течение всей своей деятельности он будет вовлечен в систему непрерывного образования, а именно периодически повышать свою квалификацию. В этом отношении интересно сопоставить упомянутый учебный план по специальности “Геология нефти и газа” с учебным планом того же профиля Московского института повышения квалификации (ИПК) специалистов, работающих в геологической отрасли. В нем, в частности, представлена следующая тематика: литологические методы изучения осадочных пород и разрезов при поисках УВ (прогноз локальных объектов; комплексирование различных методов исследования); оптимизация поисково-разведочных работ (прогноз и поиск неантиклинальных ловушек; комплексирование геофизических и геолого-технологических исследований; оптимизация работ на отдельных стадиях разведки); подсчет запасов нефти и газа (требования ГКЗ; основные подсчетные параметры; комплекс методов для подсчета запасов УВ; повышение коэффициента извлечения); разведка и освоение нетрадиционных источников углеводородного сырья (теоретические и практические аспекты проблемы; литологические методы прогноза в условиях сложно построенных коллекторов; пути извлечения тяжелых нефтей и битумов;) испытание, опробование и освоение скважин (комплекс работ; оборудование и техника; методы контроля); геолого-технологические исследования скважин в процессе бурения (оборудование и техника; интерпретация; контроль параметров бурения с применением ЭВМ); комплексирование геофизических методов при разведке месторождений УВ; теория и практика комплексирования методов сейсморазведка, электроразведка, гравимагниторазведка, аэрокосмическая и газовая съемки.

Как видно, оба плана достаточно хорошо согласуются (хотя и были составлены институтами независимо друг от друга). Продолжительность действия учебного плана обычно определяется пятью-семью годами, после чего его пересматривают и составляют новый. В этой работе, как правило, принимают участие многие ученые, педагоги, крупные специалисты производственных организаций, руководящие работники отрасли. Для лучшей увязки вузовского плана по специальности “Геология нефти и газа” и соответствующего плана ИПК необходимо в дальнейшем рассматривать их в тесной координации между собой. Такая координация будет способствовать делу организации непрерывного процесса образования специалистов геологической отрасли, начиная от учебного заведения с последующим периодическим повышением квалификации в период всей их творческой деятельности, которое позволяет систематически углублять профессиональные знания каждой личности, совершенствовать ее деловые качества, помогать в овладении современными методами управления производством, новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники.

Сайт создан в системе uCoz