К оглавлению журнала |
© А.Н. Дмитриевский, В.Г. Кузнецов, 1993 |
О подготовке литологов-нефтяников
А.Н. ДМИТРИЕВСКИЙ (ИПНГ), В.Г. КУЗНЕЦОВ (ГАНГ)
Общепризнанно, что становление науки об осадочных горных породах, ее обособление от общей петрографии и некоторых разделов исторической геологии (например, фациального анализа) было обусловлено потребностями бурно развивавшейся нефтяной промышленности [4
–6]. Ее оформление как самостоятельной науки произошло после первой мировой войны, первой “войны моторов”, когда резко возросло значение главнейшего полезного ископаемого осадочных толщ – нефти, а позднее и газа.Естественно, что преподавание этой дисциплины очень скоро вошло в учебные планы геологов-нефтяников, а первая в пределах бывшего СССР специальная кафедра петрографии осадочных пород была создана в Московском нефтяном институте. Здесь же в качестве учебного пособия для нефтяных вузов была написана монография, в которой впервые в мировой литературе осадочные породы рассматривались как устойчивые минеральные ассоциации и описывались общие закономерности их строения, происхождения и распространения по площади и на глубину [4]. Подчеркивался исторический и геологический, а не только описательный характер науки и впервые предлагался термин “литология” в его современном понимании.
За прошедшие более чем полвека содержание науки и ее задачи применительно к геологии нефти и газа углубились, а во многом и видоизменились [3], но в целом возрастание значения литологических исследований в комплексе поисково-разведочных и геолого-промысловых работ вызвало необходимость подготовки специалистов соответствующего профиля. Это было осуществлено путем создания в рамках специальности “геология нефти и газа” специализации нефтегазовая литология. С 1985 г. в ГАНГе им. И. М. Губкина впервые в пределах бывшего СССР начата подготовка студентов по этой специализации. Она заключалась не только в овладении общими знаниями в области литологии, ознакомлении с методологией и методами литологических исследований и изучения осадочных пород, но и, что наиболее важно, в приобретении навыков работы именно в области нефтегазовой литологии. При этом были сформулированы два главных направления литологических исследований в геологии нефти и газа
– прогноз и поиски неантиклинальных ловушек нефти и газа и литология природных резервуаров нефти и газа. Эти проблемы включают множество частных, хотя и важных, задач и направлений, в том числе и узкую профилизацию и освоение других, более специальных ветвей деятельности литолога-нефтяника.При реализации этой задачи становления специалиста было необходимо широко применять методы и принципы системного подхода, успешно используемого ныне в геологии вообще и в отдельных ее разделах в частности [
1]. Это подготовлено как предыдущей историей развития, так и спецификой объектов геологической науки и практики.Такие объекты геологии, как кристалл, минерал, горная порода, платформа, геосинклиналь многие десятилетия интуитивно рассматривались в качестве целостных природных образований, состоящих из элементов. Понятия целостности и элементности встречались в трудах многих геологов. В истории системных исследований в геологии особое место занимает выдающийся ученый-энциклопедист В.И. Вернадский. Геология
– чрезвычайно адаптивная наука и активно вбирает в себя все передовые прогрессивные методы. Так было на всем протяжении развития геологических наук. Исторически геологические знания формировались под влиянием передовых идей в философии, математике, физике. И то, что некоторые разделы геологии до сих пор имеют описательный характер, трудно поддаются математизации, является признаком не ее отсталости, а скорее спецификой, выражением объективной сложности. Многие разделы геологии должны оставаться описательными с преобладанием содержательных методов исследований. Задача этих геологических дисциплин – накопление информации описательного, качественного характера. В то же время часть геологических дисциплин успешно использует формальные методы. Так, одним из самых активных пользователей ЭВМ является геофизика. К другой особенности развития геологии относится комплексный характер проводимых исследований, когда один и тот же объект изучается геологическими, геофизическими, геохимическими и другими методами.Таким образом, уже в исходных предпосылках геологических исследований отмечается четко выраженная системная ситуация, а именно:
предметом исследования геологических дисциплин служат сложные природные образования;
сложные геологические объекты изучаются комплексом методов.
Особую важность для геологии представляет то, что системный подход предполагает использование качественных характеристик объектов, и, следовательно, возможно активное применение широко развитых в геологии содержательных методов исследования.
В современной геологии сложилось три направления применения системного подхода, которые находят свое выражение в концепциях естественности систем геологии и номинально-целевых систем, а также в активно развивающемся системодеятельностном подходе, реализованном при составлении учебных планов и программ специализации. В этом подходе использованы следующие основополагающие принципы.
1. Системность, взаимоувязанность отдельных дисциплин
– элементов общей системы.2. Многоуровенность, соподчиненность отдельных блоков дисциплин.
3. Гибкость системы, широкие возможности профилизации и индивидуализации обучения.
4. Оптимальные соотношения объема теоретических (лекционных) и лабораторных занятий, практической и самостоятельной работы (в форме курсовых работ и проектов, специальных заданий),
возможность дополнительной научно-исследовательской работы.Системность непосредственной подготовки специалистов включает три основных момента:
строгую взаимосвязь и логическую увязанность отдельных дисциплин как элементов общей системы;
введение специального курса по теории и методам системных исследований литосферы, в котором даются основы системного анализа вообще и применительно к геологии нефти и газа и нефтегазовой литологии в частности;
системность представлений в каждой конкретной дисциплине, показ иерархичности, субординации и координации отдельных понятий и объектов, их взаимосвязи в пространстве и времени, эмерджентных свойств системы.К важным элементам системной организации учебного плана относятся его многоуровенность, наличие ряда взаимоувязанных друг с другом блоков дисциплины. С определенной степенью условности все дисциплины объединяются в три основных блока, два из которых общие для всех геологов-нефтяников (
рисунок).Гуманитарные, социально-экономические, общенаучные и общетехнические дисциплины охватывают примерно половину общего учебного времени (48
%). На блок общегеологических и нефте-геологических дисциплин приходится примерно 38 % общего объема учебного плана. Наряду с общей геологией, палеонтологией, исторической геологией, геотектоникой, геодинамикой, региональной геологией, структурной геологией, гидрогеологией, геологией нефти и газа, нефтегазопромысловой геологией, полевой и скважинной геофизикой, теоретическими основами поисков и разведки нефти и газа, в него входят и дисциплины минералого-петрографического цикла: минералогия, петрография и литология, общие для всех студентов-геологов, в том числе и литологической специализации.Наконец, третий блок занимает немного более 14 % учебного времени и включает только специальные дисциплины. Принцип его построения также многоуровенный, но в то же время он наиболее гибкий. Базовый уровень включает дисциплины
общелитологического цикла, они углубляют и детализируют знания по литологии, полученные в общегеологическом блоке, способствуют развитию литологического мышления, освоению методологии и методики литологических работ. К ним относятся курсы по специальным методам исследования осадочных пород, учению о фациях и формациях, геохимии и охране окружающей среды. На эти дисциплины отводится около 44 % времени данного блока, что подчеркивает их значение как основы всех литологических исследований.Следующий уровень
– это дисциплины, касающиеся собственно сферы деятельности нефтегазовой литологии и связанные с исследованием литологии природных резервуаров, прогнозом и поисками неантиклинальных ловушек.Основной цикл обучения завершают (4 года 10 мес.) профильные дисциплины (42 % объема специализации). Разработаны программы по пяти профилям: литологические исследования в геологии нефти и газа, нефтегазопоисковая литология, нефтегазопромысловая литология, системные исследования литосферы, седиментология. Каждый из профилей кроме собственно литологических дисциплин включает разделы и смежных наук, используемых в современном комплексе литологических исследований
– сейсмические методы и скважинную геофизику.Подготовка по тем или иным профилям и число студентов каждого из них определяются двумя главными обстоятельствами
– потребностями науки и производства, т. е. соответствующими заказами, и личным желанием студентов. Именно поэтому первый из указанных профилей является основным, а другие реализуются при наличии заказов преимущественно от научных организаций.В процессе профильного обучения наряду с традиционной аудиторной формой проведения занятий (лекции, лабораторные занятия) широко используется и самостоятельная работа с последующей отчетностью.
Кроме основного курса ведется подготовка специалистов и по индивидуальному учебному плану с продленным сроком обучения (5 лет 6 мес.). Эта важная форма индивидуальной подготовки также осуществляется по заказу потребителей (науки, реже производства), где к основному набору дисциплин добавляются узкоспециальные в соответствии с характером и тематикой будущей работы выпускника. Естественно, что по этой форме занимаются лишь отдельные студенты с высокой успеваемостью, проявившие способности к научной работе. В индивидуальных планах предусмотрено изучение специальных вопросов, разрабатываются соответствующие программы, обучение происходит в форме самостоятельной проработки рекомендуемой литературы, регулярных консультаций и контроля в виде курсовых работ, зачетов и экзаменов. К важной форме самостоятельной учебной работы относятся курсовые проекты и курсовые работы. В специализации нефтегазовая литология студенты выполняют в зависимости от профилизации от четырех до пяти подобных работ. Курсовую работу по методам исследования осадочных пород пишут все студенты специализации. Из двух курсовых работ по дисциплинам “учение о фациях” и “литология природных резервуаров” выбирается
одна. Еще более индивидуализированы проекты и работы на профилизациях, и тем более при продленном обучении по индивидуальным планам.Необходимым элементом обучения является практическая подготовка, на которую отводится не менее 30
–32 недель.Наряду с учебными и производственными практиками, общими для всех геологов-нефтяников, разработана и реализуется программа непрерывной л отологической практики в объеме 10
–12 недель. Цель ее – изучение и освоение специфики исследования разрезов осадочных толщ по материалам бурения, работы с керном, сопоставление с результатами ГИС.Следующие
– производственную и преддипломную практики студенты проходят непосредственно на рабочих местах в научно-исследовательских организациях и на промышленных предприятиях, выполняя конкретные задания в русле своей будущей работы. Тем самым они закрепляют полученные теоретические знания, приобретают опыт практической работы и собирают материал для дипломного проекта.Итоговый контроль осуществляется в двух формах. Во-первых, каждый студент сдает государственный экзамен по специальности, где показывает свои знания в основном в теоретической сфере. Во-вторых, выпускник защищает перед государственной экзаменационной комиссией выполненный им лично дипломный проект, демонстрируя умение приложить теоретические знания к решению практических задач. Дипломный проект выполняется на материалах отдельного месторождения или группы площадей и решает конкретные задачи литологического плана
– восстановление условий осадконакопления, коллекторские свойства, их связи с характером пород, их вторичных преобразований и т. д. Поскольку абсолютное большинство проектов осуществляется по материалам и заданию научно-исследовательских тем, выполняемых на кафедре или промышленных предприятиях, где проводилась преддипломная практика, эти проекты имеющие непосредственное прикладное значение, используются и реализуются в соответствующих организациях.Наряду с плановыми учебными занятиями студенты имеют возможность заниматься научно-исследовательской работой. Прежде всего, это учебная научно-исследовательская работа, входящая в учебный план [2]. Суть ее заключается в органическом сочетании освоения методов исследования с получением результатов, которые можно было бы использовать для анализа и определенных научных выводов. Это возможно при исследовании конкретного геологического материала, который студенты ранее изучали и собирали, в частности, при практических работах. При этом студенты проходят все этапы научно-исследовательской работы: от четкой постановки задач (в данном случае
– формулировки темы), выработки плана и программ изучения, сбора фактического материала, выбора необходимого комплекса аналитических работ через самостоятельное проведение лабораторных исследований к анализу, обобщению и интерпретации полученных данных, и, наконец, составлению, оформлению и защите научного отчета.Разнообразны возможности научной работы во внеучебное время
– участие в ознакомительных практиках с посещением отдельных месторождений рудных и нерудных полезных ископаемых; работа в студенческих научных кружках, где они готовят и заслушивают рефераты по тем или иным актуальным вопросам литологии и где выступают с сообщениями по новым проблемам и работам специально приглашенные крупные ученые; и как высшая форма – работа по договору в научно-исследовательских темах, выполняемых на кафедре. В этом случае студент решает конкретную задачу, и результаты его работы входят в окончательный отчет. Многие результаты студенческих работ этого плана публикуются.Таким образом, сочетание общей и специальной подготовки, практической и научно-исследовательской работы позволяет готовить специалистов с широким научным кругозором и в то же время способных решать конкретные задачи в области нефтегазовой литологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ