АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ (по состоянию на 01.01.95 г.)
Маркетинг-фирма "Геосервисприбор" проводит исследования российского потребительского рынка геодезической техники начиная с
1992 г. Фирма поддерживает отношения практически со всеми изготовителями геодезической техники в России и странах СНГ. а также с зарубежными приборостроительными фирмами.Банк данных фирмы включает информацию о
4000 потребителей: он меняется и дополняется с учетом настоящего состояния рыночных секторов: уточняются прогнозы и тенденции их развития.Прогнозы развития на
1995 г, с учетам постоянного повышения цен на отечественную геодезическую технику и в то же время ухудшения ее качества неутешительны. Однако общий анализ потребительского рынка России позволяет сделать вывод, что это большой рынок будущего.Состояние потребительского рынка России, безусловно, зависит от общего хода реформ и политики государства в области экономики.
До
1 января 1995 г. цены на самые дешевые в России теодолиты 2ТЗОП держались на уровне 160 тыс. р. (43.83 дол.) за один прибор. С 1 января 1995 г. цена на теодолит 2ТЗОП (угловая погрешность 30") увеличилась вдвое и составила 320 тыс. р. (87,67 дол.).Для сравнения отметим, что стоимость оптического теодолита
TheO 080A (угловая погрешность 15") на российском потребительском рынке составляет более 5 млн р. (13 700 дол.).Сравним цены на оптические теодолиты, представленные на российском потребительском
рынке (табл. 1).Исходя из анализа опросов российских потребителей, можно сделать несколько выводов по сектору оптических теодолитов на российском рынке:
1. В 1994 г. российский рынок оказался насыщен отечественными оптическими теодолитами. которые можно было свободно приобрести практически в любом регионе России.
2. Отечественные теодолиты все еще намного дешевле зарубежных аналогов, а по качеству, надежности, ремонтопригодности хорошо зарекомендовали себя во всех регионах бывшего СССР.
3. Зарубежные фирмы не смогут сделать хороший бизнес в России на своих оптических теодолитах.
Небольшое исключение составляет фирма "Карл Цейсс Йена", приборы которой давно известны российскому потребителю. Однако и здесь бизнес невыгоден из-за очень высокой разницы в ценах. К тому же большинство оптических теодолитов предприятия "Карл Цейсс Йена" сняты с производства, например модели TheO 0108, 020B, 080A.
В отечественной практике ценообразования геодезической техники имеются Парадоксы, которые не встретишь в зарубежных фирмах
. Так, отечественный оптический теодолит ЗТ5КП (погрешность 5") стоит 850 тыс.р. (233 дол.), а его электронный аналог Т5Э - 5250 тыс.р. (1438 дол.), а за рубежом наоборот: оптические теодолиты на 20-40 % дороже электронных аналогов, поскольку технология изготовления последних легче поддается автоматизации,Следующий, наиболее массовый, сектор геодезической техники на российском потребительском рынке представлен нивелирами,
Следует признать, что в настоящее время нивелиры в России пользуются устойчивым спросом, в первую очередь в строительных отраслях. Например, потребительские цены на популярные нивелиры средней точности, такие как 2НЗЛ с уровнем при трубе и НЗКЛ с компенсатором, на
40-50 % выше, чем на оптические теодолиты 2ТЗОП, трудоёмкость изготовления которых намного выше. Можно отметить и практически одинаковые потребительские цены на отечественные нивелиры средней точности с уровнем 2НЗЛ и компенсатором НЗКЛ (табл. 2). В прайс-листах зарубежных фирм такая "уравниловка" отсутствует, а акцент в производственных программах сделан на нивелиры с компенсаторами.Упомянутые ценовые парадоксы объясняются тем, что в России отсутствует производство нивелиров средней точности, а выпускаемый в России нивелир ЗН5Л более низкой точности покрывает лишь малую долю спроса на эти приборы.
Сегодня основные поставщики нивелиров в Россию
- оптико-механические заводы Украины, а также фирма "Карл Цейсс Йена". Вместе с тем можно отметить достаточную емкость российского потребительского рынка в секторе нивелиров.Если принять во внимание, что нивелиры, например. фирмы "Соккиа" имеют блочно-модульную конструкцию, позволяющую без потерь во времени заменить неисправный модуль на исправный, то можно полагать, что и эти нивелиры найдут потребителя на российском рынке.
Эксперты фирмы "Геосервисприбор" полагают
, что зарубежные нивелиры среднего класса точности ± 2.5 мм стоимостью до 400 дол. (1 600 тыс.р.) найдут сбыт на российском потребительском рынке. Однако необходима мощная рекламная кампания - обязательное условие успеха. поскольку основная причина низкой популярности зарубежных нивелиров в России состоит в том, что они практически не известны нашему потребителю.Можно отметить, что в России возникла необходимая для образования подлинного рынка конкурентная среда. Сегодня невозможно держать отечественный рынок закрытым. К тому же трудно
спорить с тем, что зарубежная электронная геодезическая техника лучше отечественной, например, портативные дальномерные насадки Redmini2 фирмы "Соккиа" массой 800 г, образцы которых 12 лет эксплуатировались подразделениями Роскомзема в нелегких полевых условиях России и до сих пор работоспособны, включая аккумуляторы. И сразу становится ясно наше низкопоклонство перед зарубежными электронными приборами. Попутно отметим, что специалисты фирмы "Геосервисприбор" доработали адаптер Redmini2 для установки на отечественные теодолиты серии ЗТ (табл. 3).Из
табл. 3 видно, что дальномер Redminii2 обладает достаточно конкурентоспособной ценой на российском рынке.Принимая во внимание, что основной потребительский диапазон измеряемых расстояний в России 0 -
2000 м и учетом адаптации дальномера Redmini2 к российским теодолитам, есть надежда на его сбыт.Самый дорогой сектор российского рынка
- тотальных станций (электронных тахеометров) -представлен многочисленными электронными аналогами зарубежных приборостроительных фирм:"Лейка", "Цейсс", "Соккиа", "Геотроникс" (
табл. 4). По нашему мнению, эти приборы нельзя считать реальными конкурентами на российском рынке из-за колоссального разрыва в ценах по сравнению с отечественными электронными тахеометрами ТаЗМ,Пока сложно говорить, кого зарубежные фирмы видят своими клиентами, ведь. чтобы работать на тотальных станциях, необходимы не только суперкошелек, но и высокое знание компьютерных систем, а для оптимального использования тотальных станций необходима архитектура, в которой приборы будут интегрированы с программным обеспечением операционной системы. Однако, безусловно. потребители тотальных станций будут. И все же мы считаем, что амбициозные планы инофирм по резкому увеличению продаж в течение
1995 г. вряд ли будут реализованы из-за упомянутых причин.Как отмечалась, российский потребительский рынок
- это рынок будущего и его насыщение сложной дорогостоящей электронной геодезической техникой зарубежного производства будет происходить постепенно.Общая емкость российского потребительского рынка геодезической техники схематично представлена на
рисункеСекторы электронных дальномеров и электронных теодолитов не выделены отдельно, так как они незначительно влияют на общую емкость российского потребительского рынка.
В заключение можно сделать вывод о сегодняшней труднопредсказуемости российского потребительского рынка, в частности, из-за сильного отличия его структуры и поведения продавцов и покупателей. При этом определенные трудности получения реальной статистики от коммерческих организаций (продавцов) и государственных учреждений делают точный анализ невозможным. О перспективе говорить сложно, поскольку общая политика меняется (даже оставаясь
в рамках одного направления) довольно часто. 1
Марка теодолита |
Страна-изготовитель (фирма) |
Угловая погрешность d Н |
Стоимость |
|
р- |
ДОЛ. |
|||
ЗТ2КП |
Россия |
2" |
900 000 |
250 |
ЗТ5КП |
Россия |
5" |
850 000 |
235 |
TheO 020B (снят с производства) |
Германия ("Карл Цейсс Йена") |
3" |
5 658 000* |
1550 |
ТМ6 |
Япония ("Соккиа") |
6" |
13100000 |
3600 |
ТМ20 |
Япония ("Соккиа") |
20" |
10500000 |
2900 |
Примечание. Здесь и далее курс доллара бьш принят за
3650 р.*Прибор снят с производства, поэтому цена на
70 % ниже фактической стоимости 2
Марка нивелира |
Страна-изготовитель (фирма) |
Погрешность на 1 км двойного хода,мм |
Стоимость |
|
р- |
ДОЛ. |
|||
ЗН5Л (с уровнем) |
Россия |
± 5 |
650 000 (с двумя рейками) |
175 |
2НЛЗ (с уровнем) |
Украина |
± 3 |
450000 |
120 |
НЗКЛ(с компенсатором) |
Украина |
± 3 |
450 000 |
120 |
N/005A |
Германия ("Карл Цейсс Йена") |
± 0,5 |
3 000 000* |
775 |
N/020A |
Германия ("Карл Цейсс Йена") |
± 2 |
1 500 000* |
390 |
N/50 |
Германия ("Цейсс") |
±2 |
3 075 000 |
790 |
В 21(с компенсатором) |
Япония ("Соккиа") |
± 1,5 |
3 500 000 |
905 |
С 32 (с компенсатором) |
Япония ("Соккиа") |
± 0,2 |
1 900 000 |
490 |
С 41(с компенсатором) |
Япония ("Соккиа") |
± 2,5 |
1 500 000 |
385 |
*Прибор снят с производства, поэтому цена на
70 % ниже фактической стоимости.Таблица
3
Марка дальномера |
Страна-изготовитель (фирма) |
Погрешность, мм |
Дальность, м |
Масса, г |
Стоимость |
|
р- |
дол. |
|||||
2СТ10 |
Россия |
± 5 мм+3 рр |
10000 |
4500 |
12000000 |
3287 |
Redmini2 |
Япония ("Соккиа") |
± 5 мм+5 рр |
2000 |
800 |
22 000 000 |
6027 |
Таблица
4
Марка электронного тахеометра |
Страна-изготовитель (фирма) |
Погрешность |
Стоимость |
|
р. |
ДОЛ. |
|||
ТаЗМ |
Россия |
d н 4"d Д ±5 мм |
15000000 |
4120 |
RecElta 15 |
Германия ("Цейсс") |
d H 3"d d ±5 мм |
57 250 000 |
15685 |
Geodolite 504 |
Швеция ("Геотроникс") |
d H 6"d d ±5 мм |
54 750 000 |
15000 |
SET5A |
Япония ("Соккиа") |
d Н 5"d D ±5 мм |
44 940 000 |
12300 |
ЕМКОСТЬ РОССИЙСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Секторы;
1 - тотальных станций. 2 - оптических теодолитов, 3 - оптических нивелиров